Экспедиция   "Якутия  Менкюле - Амга"  2011г.

Non multa, sed multum.

(немного, но о многом)

г.Сочи, г.Краснодар, г Саянск → г.Якутск → п.Хандыга → р.Менкуле → р.Томпо → р.Амга – п.Сасыльцы → п.Хандыгаг. Якутск → г.Краснодар, г.Сочи, г.Саянск.

О возникновении Хандыги

По велению времени в районе реки Колыма геологи открыли месторождение с промышленным содержанием золота. К тому же, вся Восточная Якутия оказалась включённой в систему «Дальстрой». Правительство страны решило осваивать эти месторождения, что было немыслимо без транспортного освоения края, но не было дорог, были только вьючные тропы.

Возникший, как пристань в 1938 году, посёлок Хандыга связан с началом строительства автодороги от реки Алдан до Оймякона. Существовало несколько вариантов будущей дороги, но окончательный проект был подготовлен дорожно-изыскательной экспедицией, возглавляемой Карповым М. К.  Вот что он пишет о возникновении Хандыги: «… переезд был решён, и в середине декабря 1939 года первая группа людей с палатками выехала из села Крест-Хальджая в Хандыгу. Пять палаток, установленных в два ряда, расположились на берегу. Сразу же приступили к заготовке леса и постройки бани».

Так на берегу Алдана на двух столбах появилась надпись «Пристань Хандыга — Дальстроя НКВД».    Наряду со строитель-ством дороги развивался и посёлок, где появились дорожное управление, автобаза, электростанция, радиостанция, почта, сберкасса, столовая, аптека, а в 1942 году — школа и т.д. В 1948 году был создан «Янстрой» (просуществовавший до 1955 года) для строительства дороги до Батагая (Верхоянский район), много других государственных организаций и предприя-тий. В 1954 году, в связи с укрупнением района, Хандыга вошла в состав Томпонского района и стала его административным центром. Регулярное водное пассажирское сообщение с Якутском прекращено в 1998г. Т.е. идея круглогодичного авто-мобильного сообщения АЯМ (ж/д) - Магадан осуществилась примерно через 60 лет и ныне трасса (с паромной переправой  на Алдане) проходит через посёлок Хандыга.

В Хандыге мы жили, учились, хулиганили и влюблялись. Обычные пацаны обычного советского рабочего посёлка на северо-востоке Якутии. А потом – армия, университеты, работа, семьи… нас раскидало по всей стране, но Родина – это НАВСЕГДА.

Прошло примерно 15 лет и мы, связавшись по интернету, решили “половничать на землю нашу родную”, обнять друзей, пройтись по улицам и закоулкам юности, в школу и конечно порыбачить-поохотиться в диких, суровых, но по-прежнему прекрасных краях. Так сложилась команда из Сочи, Краснодара, Саянска и самой Хандыги. Встретились, и с друзьями побратались, и в школу сходили, и по домам-дворам своим прежним, и в Лене-Алдане искупались, и землю поцеловали.. и ...

Путешествие началось !

Прихватив катамаран и лодку ЛВТ-10, прыгнули в кузов Камаза и попылили по дорогам улуса в направлении славной речки Менкуле в предвкушении рыбы и дичи.

Нас восемь человек: Игошин Иван с сыном – Сергеем, Текуцкий Андрей с детьми – Павлом и Дмитрием, Шинкарёв Сергей, Олейник Дмитрий и Колодезников Андрей.

Менкюле берёт начало в районе хребта Сунтар-Хаята. На большей части течения имеет характер горной реки. Питание снеговое и дождевое.

20-го июля, добравшись до моста через Менкуле на трассе Хандыга-Тополинное, начали неспешный стапель. Самые нетерпеливые похватав спиннинги, поскакали к берегу, но место для рыбалки тут было неудачным. Серж мурлыкал под нос свои песни и ужасно варил макароны, разварив и подпалив их одновременно. Остальные просто медитировали в тишине и первозданности, отбросив наконец всю пыль, суету, хаос и стрессы мегаполисов, в которых провели последние годы жизни.

На утро отчалили. Река не сложная, да и народ подобрался бывалый. К тому же дружный, весёлый и интересный.

Рыбалка у “приезжих” не шла. Что не говори, а навык со временем теряется, вернее – заменяется на другой, подходящий к ставшими привычными рекам – Волге, Оке. А вот Игошины или Андрей Колодезников (Хандыгская часть команды) напротив, легко могли поймать рыбку или настрелять дичь. Местные - одним словом!!!

Менкуле вскоре впала в Томпо – более крупную по водосбору реку, которая и дала имя всему нашему улусу. Характер течения  всё более и более менялся в сторону равнинной, размеренной реки. Прошедшие ранее дожди, сильно повысившие уровень тоже влияли на это впечатление. Да и рыба – щука и окунь, говорили скорее о равнинной реке, чем о горной.

Так, за разговорами в неспешной гребле, мы подошли к месту к месту впадения в Томпо одного из левых притоков – р.Томпорук, где и решено было заночевать.  Лагерь разбили прям на берегу Томпорука, что б на следующий день погулять вверх по нему и половить хариуса с ленком. Вечером отлично ловился окунь и щука, и мы устроили пир, нажарив пойманную в Томпо рыбку, но нам хотелось хариузка, поэтому было решено устроить днёвку, что б погулять по окрестностям.

Рыбалка на утро удалась – были и ленок и хариус. А главное – огромное удовольствие от их ловли. Дичь, а это были утки, нас не заинтересовали, и проведя остаток дня в разговорах, отдыхе и наслаждении, мы прекрасно провели время. Немного досаждала мошка и комары, хотя место для лагеря было выбрано открытое.  Но мы понимаем, что они тоже хотят есть, а нам – не жалко.

На утро вновь на весла и вперёд. Вода после паводка ещё не очистилась и ловить в этой мути смысла не имело, зато красоты вокруг открывались восхитительные. Спешить нам было не куда и время текло за пределами “нашей вселенной”.

К вечеру, выбрав открытую со всех сторон косу, мы вновь устроились на ночлег.  В заливчике, образованном этой косой, вовсю резвилась молодь ельца и хариуса, ежесекундно выпрыгивая за насекомыми, которых там, в затишке, роилось огромное полчище. До соединения Томпо с Алданом осталось около двадцати километров, а там уже – цивилизация, в которую не очень-то и хотелось возвращаться.

На следующий день надо было закольцовывать наш маршрут, возвращаясь в п.Сасыльцы, а от туда и в Хандыгу, но был один нюанс – мы впустую провозили не распаковывая комплект снаряжения для подводной охоты. Мутность Томпо не давала на неё никаких шансов и если обыкновенные ружья мы брали скорее для обороны, ведь в тех местах, особенно по Томпоруку, богатому ягодниками водится огромное количество медведя, то уж подводное ружьё мы мечтали расчехлить и опробовать. А как раз примерно напротив нас слева в Алдан впадает красивейшая Амга. Её полные рыбы кристально чистые (обычно) и теплые воды манили нас и было решено пересечь Алдан, сплавиться до п. Мегино-Алдан, найти там транспорт и закинуться вверх по Амге насколько это возможно сделать по берегу автомобилем.

Успешно выполнив задуманное, мы ночевали уже на Амге. И место не обмануло наши надежды и ожидания.

Вот что о ней пишет поэт Н. Глазков:

Река Амга

Сама собой горда —

Такая в ней прозрачная вода,

Что виден каждый камушек на дне.

Амга — река,

Достойная вполне

При пятибальности - отметки шесть!

В ней что-то вечно женственное есть —

И берега, деревья и трава

Ей шепчут сокровенные слова.

Нашим фотографам и оператору природа подарила неповторимые по красоте закаты и восходы. Никуда уходить не хотелось и мы задержались там на пару дней.

Так, вдоволь накупавшись, нарыбачившись и наохотившись мы были счастливы…

Кроме подводной охоты мы, попросив у местных невод и сделав один заход, зачерпнули им с полведра местного деликатеса – тугунка. Эта мелкая рыбка семейства сигов – эндемик Сибири. Солится буквально за пару часов и необычайно вкусна. Нежнейшее мясо просто тает во рту.

На обратном пути пришлось пробурлачить по протоке 8 км вверх, что б выйти на берег Алдана выше п. Сасыльцы. Благополучно перемахнув на противоположный берег Алдана наша вылазка завершилась в Сасыльцах, где уже ждали друзья и на машине мы все вместе вернулись в Хандыгу.

Южан поджимало время и проведя остаток времени в кругу близких друзей мы отправились в Якутск и далее по домам.

Вот так простенько и в то же время эмоционально насыщено прошел тот сезон для нас.

Мы зарядились на годы вперёд, ведь Родина – это что-то особенное, несравнимое ни с чем в нашей повседневной одно-образной жизненной рутине.  Всё это со временем поблёкло бы и, возможно, совсем стёрлось бы из памяти, если бы не один факт:

из этих разрозненных, казалось бы, цветных стёклышек вдруг неожиданно, сама собой, сложилась крепкая мозаика, а именно – образовался КОЛЛЕКТИВ! В последствии назвавшийся – ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ГРУППА “РАЗБУШЛАТ”.

Это была АЛЬФА, а ОМЕГИ пока не видно и края, потому что ходим и будем ходить пока есть силы…